Успенский собор является композиционным ядром архитектурного ансамбля обители. Храм был построен в домонастырский период истории Тихвина в 1507-1515 гг. и стал первой каменной постройкой на территории Тихвинского посада. Возведение в далёком провинциальном посаде собора, по облику и размерам не уступающему столичным храмам конца ХV – начала ХVI вв., было связано с особо почитаемым образом Тихвинской иконы Божией Матери. Собор был изначально задуман как храм-реликварий, хранящий чудотворную икону Богоматери.
В 1500 г. сгорела третья деревянная церковь Успения – последняя деревянная церковь погоста. На её месте, как отмечается в «Явлении Тихвинской иконы Богоматери» ХVI века: «В лето 7015 (1507) повелением Василия Ивановича поставиша церковь пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чюдну вельми и велику и паперти нарядиша».
Строительство собора проходило под руководством выдающегося новгородского мастера Фёдора Сыркова и итальянского архитектора, личность которого до сих пор вызывает различные версии историков. Выдающиеся габариты здания, ставящие перед зодчими ряд сложных инженерных задач, возможно, и обусловило привлечение иностранного специалиста.
Освещение храма состоялось в праздник Успения Божией Матери 12 августа 1515 г. архиепископом Великого Новгорода Серапионом.
В 1526 г. «на Тихвину» в сопровождении архиепископа новгородского Макария приехал Великий князь Василий III. Его приезд был связан с обстоятельствами личной жизни: не дождавшись после двадцатилетнего брака наследника, Василий Иоаннович развёлся в 1525 г. с Соломонией Сабуровой и в январе 1526 г. женился на Елене Глинской. К Тихвинской иконе он прибыл «помолиться о здравии и о спасении и чтобы Господь Бог даровал плод чрева».
После Василия III, паломничество в Успенский собор к Тихвинскому образу совершил его сын Иван Грозный, который и указал в 1560 г. основать монастырь.
В течение XVII-XIX вв. собор претерпел изменения, в результате которых его облик менялся.
Паперть была перестроена, на четырёх наружных фасадах собора в стенных киотах появились иконы, к западной двери паперти пристроено крыльцо, к собору были пристроены деревянные приделы, позакомарное покрытие собора было заменено на четырёхскатную металлическую кровлю, изменена форма глав и растёсаны древние оконные проёмы, к западным углам собора пристраиваются ризница с «жилыми покоями» (север) и караулка с кладовой (юг).
Изначально собор не имел настенной живописи. Росписи храма относятся к разному времени. Фрески на фасадах были выполнены в 1660-е гг. тихвинскими мастерами Родионом Сергиевым, Петром Фалилеевым, Андреем Григорьевым и Мироном Евдокимовым.
Интерьер храма был расписан с применением листовой позолоты в 1795-1797 гг. артелью ярославских мастеров под руководством Логгина Шустова.
Первые сведения об иконостасе датируются августом 1623 г., когда собор также как и другие каменные здания был повреждён пожаром. Состав иконостаса с течением времени неоднократно менялся.
В ХIХ веке в западной галерее слева от входа располагалась в золочёной раме картина художника Истомина, изображающая перенесение Тихвинской иконы Павлом I и наследником Александром Павловичем из церкви Рождества Божией Матери в Успенский собор 9 июня 1798 г.
С 1919 г. Тихвинские монашеские общины были преобразованы в трудовые артели, а в 1924 г. закрыты. До 1936 г. собор действовал как приходской храм.
С 1919 г. началась деятельность Комиссии по изъятию церковных ценностей, в ходе которой были описаны и национализированы предметы, содержащие драгоценные металлы и камни, в том числе драгоценная риза чудотворной иконы, изготовленная в 1836 г. После закрытия Успенского собора в 1936 г. его имущество было национализировано и приписано музею. В 1938 г. в газете «Социалистическая стройка» приводится заметка о передаче образа Тихвинской Божией Матери в музей.
Боевые действия за Тихвин в ноябре-декабре 1941 г. оставили свой след в истории монастырского ансамбля. Во время сражений артиллерийская стрельба достигала значительной плотности, в результате чего некоторые здания монастыря были повреждены. Успенский собор не получил серьёзных повреждений: от попадания снаряда была уничтожена кровля придела Ильи Пророка.
Во время оккупации фашисты устроили в соборе подобие изолятора и места для экзекуций пленных солдат и мирных жителей.
В начале декабря 1941 г. из собора были вывезены культурные ценности, в том числе главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери.
Обследование Успенского собора проходило в период 1959-1969 гг. силами СНРПМ (Специальные научно-реставрационные производственные мастерские): был собран материал по истории постройки и видоизменений храма, обследованы росписи, состояние конструкций, проведены обмерные работы, составлены чертежи.
С мая 1968 г. на территорию бывшего Богородицкого монастыря переехал Тихвинский музей (в бывшую Крестовоздвиженскую церковь). В 1970-е гг. все здания монастырского ансамбля – памятника культуры республиканского значения – были переданы на баланс музея.
В 1970-1980- е гг. специалистами института «Спецпроектреставрация» проводилось исследования памятника и выполнены масштабные работы по реставрации фресковой росписи собора: сделаны чертежи, расчистки, необходимые консервационные работы.
Успенский собор был музеефицирован, в галереях храма располагались музейные выставки, в приделе Иоанна Богослова и библиотеке находились фондохранилища.
В 1995 г. возродилась монастырская община, с 1997 г. начались богослужения в Успенском соборе, храм использовался совестно монашеской общиной и музеем. В 2006-2007 гг. из его пристроек выведены фондохранилища. В ходе масштабных реставрационных работ в 2004 г. была произведена покраска куполов храма, заполнен иконостас.
|