Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе(далее- итоговое собеседование)введено с целью реализации сформулированного в Концепции преподавания русского языка и литературытребованияо включении в государственную итоговую аттестацию оценки не только письменной, но и устной речи. Итоговое собеседование позволяет оценить соответствие уровня подготовки девятиклассников государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь). В процессе участия в итоговом собеседовании у школьника проверяются следующие умения:выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации, создавать монологические высказывания на разные темы, приниматьучастие в диалоге.
Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования – 20. Участник собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.Успешное прохождение итогового собеседования является допускомдевятиклассника кгосударственной итоговой аттестации (далее - ГИА).Данная норма определена Порядком проведения ГИА, утвержденным совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018года №189/1513.
Обучающиеся не позднее чем за две недели до начала проведения подают в свои школы заявления об участии в итоговом собеседовании (экстерны – в образовательную организацию по своему выбору).
В текущем учебном году итоговое собеседование проводится12 февраля 2020 года.
Дополнительные сроки проведения – 11 марта и 18 мая2020 года.
Повторно в дополнительные сроки допускаются к итоговому собеседованию обучающиеся,получившие неудовлетворительный результат («незачёт»), а также не явившиеся на собеседование или не завершившие процедуру по уважительной причине, подтвержденной документально.
В Ленинградской области итоговое собеседование по русскому языку будет проходить в образовательных организациях по месту обучения участников.
Описание процедуры проведения и оценивания итогового собеседования
Кабинеты, где проводится итоговое собеседование, оборудуются рабочими местами для аудиозаписи ответов. Обучающиеся поочередно приглашаются в аудиторию, экзаменатор-собеседник проводит итоговое собеседование, а эксперт вовремя процедуры оценивает ответ участникапо специально разработанным критериям.
На выполнение заданий отводится примерно 15-16 минут; для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по их желанию продолжительность может быть увеличена на 30 минут. Реализуя это право, участники с ограниченными возможностями здоровья для увеличения времени ответа должны предъявить копии рекомендации ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды − справки, подтверждающие инвалидность.
Каждый вариант КИМ (контрольных измерительных материалов) итогового собеседования состоит из двух частей, включающих в себя по два задания базового уровня сложности.Части между собой тематически не связаны.
Первая часть.
Задание 1: выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля, посвящённого кому-то из выдающихся людей России разных эпох (объём 160 – 200 слов). На подготовку отводится додвух минут, при этом ученик имеет право делать вКИМграфические пометы, вести краткие записи, например, подчёркивать ключевые и трудные слова и выражения, отмечать микротемы.В данном задании контролируются навыки техники осмысленного чтения, то есть проверяется пониманиешкольником содержания читаемого, проявляющееся в правильном оформлении фонетической стороны устной речи:соответствие интонации знакам препинания текста - паузация, словесное ударение, повышение и понижение громкости голоса; темп чтения, соблюдение орфоэпических и грамматических норм, отсутствие искажений словпри чтении; а также проверяются умениеобучающихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, сопровождающий имена собственные и сложные термины, владение навыком правильного склонения имён числительных при чтении.Общий максимальный балл за первое задание – 2.
Задание 2:подробный пересказ прочитанного текста с включением приведённого высказывания. На подготовку отводится до двух минут. Пересказывая текст, важно сохранить не только всё основное содержание, но и постараться как можно точнее передать каждую микротему. При подготовке к заданию девятиклассник работает с текстом и с тематически связанным с ним высказыванием, так как он должен определить, в какой части текста использовать приведённое в задании 2 высказывание и правильно выбрать для этого любой способ цитирования. Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст. Данные умения и оцениваются во время выполнения второго задания, максимальный балл – 5.
Вторая часть.
Задание 3:монологическое высказывание. Это задание имеет альтернативный характер: выпускнику предоставляется выбор одной из предложенных тем беседы. Все предложенные темы соответствуют знаниям, жизненному опыту, кругу интересов, психологическим особенностям школьников подросткового возраста, но ученику, делая выбор, важно понимать: по данной теме ему есть, что сказать, и есть, о чём затем вести диалог (опыт у каждого человека свой), так как важен объём высказывания – не менее 10 фраз.Отличие реализуемых целей и набор специфических средств зависит от того, какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) будет в основе высказывания. Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную (помощь-подсказка, на чём можно построить ответ) ивизуальную (чёрно-белая фотография) информацию; на подготовку даётся одна минута. Выпускник, строя высказывание, и позже, включаясь в диалог, должен учитывать речевую ситуацию (где? с кем? с какой целью?). Монологическое высказываниедолжно характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок. Максимальный балл – 3.
Задание 4:диалог.По окончании монологического высказывания собеседник-экзаменатор вступает с учеником в диалог:задаёт вопросы, продолжая беседу по теме монолога.Вопросы экзаменатора и ответы сдающего должны помочь разнообразить содержательный и языковой аспекты речи экзаменуемого, стимулировать сдающего к расширению языкового материала и к использованию новых типов речи. Например, монолог представлял собой описание предложенной фотографии, а ответы на вопросы – краткое спонтанное рассуждение или повествование по этой же теме.Оценивается диалог в целом по всем ответам учащегося на вопросы, общий балл – 2.
Оценивание правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (часть 1) и заданий 3 и 4 (часть 2) производится в целом, по 4 максимальных балла.
Общее количество баллов за задание 1 уменьшается на 1 балл, если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно,а СЖАТО.
Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 ставится не более двух баллов.
Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 ставится не более двух баллов.
Результаты собеседования участники узнают в своей школе не позднее 5 календарных дней после проведения.
Подробно с содержанием КИМ итогового собеседования 2020 года и критериями его оценивания можно ознакомиться на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory, в разделе «Русский язык. Итоговое собеседование».
По данным материалам можно провести тренировку итогового собеседования, проверить готовность к нему.
|